Чартерный перевозчик на базе SSJ 100 появится в России уже в этом году

Чартерная авиакомпания на базе самолетов SSJ-100, создание которой обсуждали «ВЭБ-лизинг», «Центр бизнес-авиации» аэропорта «Внуково», авиакомпания «Азимут» и «Национальная резервная корпорация» Александра Лебедева, может быть запущена до конца этого года, заявил глава ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь, сообщает Interfax.

«Консультанты KPMG делали нам концепцию, ее рассматривали в «Ростехе». Сейчас она проходит обсуждение среди участников, мы подходим к стадии ее реализации. Думаю, до конца года мы точно уже запустимся», — сказал Слюсарь журналистам в кулуарах ПМЭФ-2019. Он добавил, что в программе планируется задействовать до шести SSJ-100.

Соглашение о намерениях «по реализации проекта чартерных корпоративных перевозок по России на базе самолетов SSJ-100» было подписано в феврале на Сочинском инвестиционном форуме. Сообщалось, что планируется использовать «суперджеты» в бизнес-компоновке до 56 кресел для чартерных полетов «в интересах крупных корпораций, спортивных команд, в рамках концертных туров и прочих групповых перевозок».

На старте проекта есть идея сделать самолеты «Азимута» конвертируемыми, «чтобы они могли использоваться на регулярных перевозках, а потом, в сезон, допустим, хоккейный, футбольный — использоваться под чартерные перевозки», говорил тогда глава ОАК. При этом бизнесмен Лебедев предлагал установить верхнюю планку по количеству самолетов в парке на уровне 50 единиц.

Об идее создать новую авиакомпанию для корпоративных частных перевозок Лебедев рассказал РБК еще в мае 2018 года. Тогда он говорил, что обратился в правительство с предложением рассмотреть возможность модификации 100 SSJ до люксовой категории. Если парк будет сформирован, то Лебедев готов на их базе создать авиакомпанию, ориентированную на перевозки пассажиров с повышенным комфортом «по цене на 10% выше VIP-билетов «Аэрофлота». «Если требующийся парк самолетов будет сформирован, я готов рискнуть оборотными средствами», — говорил тогда предприниматель.

Читайте также  Гостиничная сеть Four Seasons приобретает собственный джет

В письме Лебедева на имя премьера Дмитрия Медведева от ноября 2018 года говорилось, что бизнес-модель новой авиакомпании может быть структурирована через создание управляющей компании в формате государственно-частного партнерства: государство вносит самолеты SSJ-100, а «частный инвестор» (сам Лебедев) финансирует интерьерную часть, то есть переоборудует их для корпоративных и VIP-перевозок. Прибыль будет распределяться между акционерами в соответствии с размером долевого участия, писал он.

Сейчас авиакомпании не способны зарабатывать на SSJ-100 на регулярных перевозках, объяснял ранее Лебедев. Средний налет таких самолетов — всего 3,5 часа в сутки, что почти втрое ниже уровня окупаемости, а из-за западных санкций есть ограничения по экспортным поставкам. По его оценке, поддержание в летной годности простаивающих на перронах примерно 70 лайнеров SSJ-100 стоит «несколько миллиардов рублей в год, а летающие еще сто [самолетов] генерируют убытки в 5–15 млрд руб. [в год]». Поэтому Лебедев предлагал «выдернуть» SSJ-100 из конкурентной среды с более вместительными и эффективными Boeing и Airbus и «поместить» в рыночную нишу корпоративных и VIP-перевозок. Установка на самолеты интерьеров в конфигурации 19 и 40–60 кресел позволит выиграть рынок у зарубежных бизнес-джетов, перевозки на которых в России составляют 25 тыс. рейсов в год на сумму более $1 млрд, считает бизнесмен.