Коричневые платьица с передниками пришли на смену платьям голубым. Новая форма оказалась весьма практична, на ней не видны были загрязнения, и в то же время она легко стиралась, не теряя вид. Никто ничего не имел против, но вдруг в СМИ развернулась кампания против школьной формы как таковой. Два главных аргумента — форма мрачна и безличностна.
Когда дети пошли в школы в джинсах с верхом кислотных цветов, учителя ужаснулись происходящему. Министр народного просвещения Уваров почти два века назад не зря говорил:
«Строгая одежда формирует чистоту нравов, а легкомысленные костюмы приводят к легкомыслию тех, кто их носит».
Школа со свободным выбором одежды как будто стала готовить девочек к древнейшей профессии. Именно на них, а не на мальчиках, сильно сказались изменения. Коричневая форма с черным фартуком, введенная еще в 1886 году, не акцентировала изменяющиеся особенности девичьих фигурок, в то время как обтягивающие блузочки прямо-таки провоцировали мальчиков ущипнуть за наметившийся бугорок.
В СССР школьная форма появилась в 1949 году, и это было не случайно. Прежде единство внешнего вида возникало из-за дефицита тканей, ограниченных возможностей, но в послевоенное время жизнь начала стремительно улучшаться. Форма позволила менее устроенным семьям подтянуться, а снобам не позволила выделяться. Гимнастерки мальчиков, ремни с бляхами и фуражки с кокардами ежедневно напоминали о том, что мальчик — это будущий мужчина, военный, защитник, и в то же время они придавали мальчикам еще не забытый дореволюционный высокий статус гимназиста. Пуговицы гимнастерки сверкали на солнце, и предполагалось, что знания столь же блистательны.
Советская открытка
Фото: Depositphotos
1973 год — реформа школьной формы. Мальчики сменили серые костюмы на синие, пуговицы стали малозаметны, на рукавах появились нашивки с солнышком, символизировавшим просвещение. Такая замена военной тематики на несколько слащавую мирную как будто отменила кодекс чести. Изменения почувствовались довольно быстро. Шевроны из мягкого пластика зачастую обрисовывали. Что-то в них было неправильное. Тетрадка и солнышко — у младших, тетрадка и атом, похожий на цветочек, с подобной солнышку шестерней — у старших. В писари и станочники парней готовили, что ли? Мы, конечно, за мир, но парень — это парень, и цветочки с солнышками взамен полувоенных гимнастерок как будто предлагали угомониться и не видеть в себе будущих героев.
1984 год — для девочек введен костюм-тройка синего цвета, но старшеклассницы в основном остались верны коричневой форме. В тех классах, где единицы сменили старую форму на новую, возникла некоторая сумятица. Да и в целом в школе начиналось что-то неладное, в фильме «Чучело» 1983 года неплохо показаны начавшиеся процессы.
Учителя обратили внимание на то, что ценности девочек-модниц с их интересными блузочками и не менее интересными жизненными перспективами стали выходить на первый план, высокая культура осталась для замухрышек. В 1988 году фильм «Маленькая Вера», грустное завершение которого можно было не принимать в расчет, заметно повлиял на представления девушек о том, к чему следует готовиться в этой жизни, и школьная форма стала непереносима. В 1992 году ее отменили как таковую.
Хорошо ли мы помним события 1991 и 1993 годов и их значение для нашей страны? Случайно ли отмена школьной формы так гармонично вписалась в ряд происходящих изменений?
Сейчас многое восстанавливается. И одна за другой школы принимают решение об обязательности формы. Кто-то протестует, повторяет байки 90-х насчет свободы личности, несовместимой с определенностью в одежде, кто-то радуется.
У формы много плюсов:
Добиться делового стиля одежды без формы практически невозможно.
Фото: Depositphotos
Школьная форма разрабатывается компетентными специалистами, которые учитывают и особенности фигуры, и необходимость подолгу сидеть. Вы бы видели, какие следы сдавливания бывают после 45 минут урока!
Форму уничтожают тогда, когда хотят лишить определенности, разболтать самосознание, а ее возвращение — это растущая вера в волю, разум, дисциплину.
Целомудрие и скромность несовместимы с выставлением прелестей. Голопузеньким и голопопеньким с их специфической развязностью не место на уроках. Но закон об образовании — это неотменимый закон. И школьная форма устраняет юридические казусы.