Тендер на легкие вертолеты для МО: неожиданный сбой?

21 марта стало известно о неожиданном повороте в нашумевшем тендере Минобороны на поставку крупной партии легких вертолетов. На сайте госзакупок опубликован протокол рассмотрения первых частей тендерных заявок. Оказалось, что их подали два участника (на этом этапе имена участников аукциона еще «не известны» заказчику, поэтому они идут просто под порядковыми номерами). Случилось так, что заявки обоих отклонены в связи с несоответствием заявленных сведений требованиям конкурсной документации.

Итак, чем же они не угодили заказчику?

Участник №1: во-первых не готов обеспечить требуемые сроки поставки (предлагается поставка однодвигательных вертолетов: трех –. в 2012 г., 36 – в 2013-м и четырех – в 2014-м; двухдвигательных: двух – в 2012 г., четырех – в 2013-м и одного – в 2014-м, а надо то все 50 – до 25 ноября 2012 г.! Во-вторых, есть несоответствие указанных в заявке характеристик однодвигательного вертолета требованиям заказчика: мощность двигателя на взлетном режиме указана 727 л.с. (нужно не менее 750 л.с.); максимальная взлетная масса – 2250 кг. (вместо не менее 2400 кг); крейсерская скорость – 245 км/ч (требование заказчика – не менее 250 км/ч).

У участника №2 еще сложнее. Во-первых, опять сроки. По однодвигательным машинам обещано пять в 2012 г. и по 19 – в 2013 и 2014 гг. вместо требуемых 43 в ближайшие восемь месяцев. Далее – характеристики. По однодвигательной машине есть замечания по межремонтному ресурсу двигателя (3000 ч вместо 4000), массе пустого аппарата (1455 вместо не более 1400 кг), минимальной температуре наружного воздуха при эксплуатации (-35 град. С, а нужно -40), практическому потолку (4572 вместо не менее 7000 м), но главное: несущий винт вращается против часовой стрелки! Т.е. с точностью до наоборот – заказчику обязательно нужен «правый» винт.

Читайте также  В А-Групп первыми встретили легендарных Scorpions

Еще «хуже» обстоит дело обстоит с двухдвигательным вертолетом: у него винты вращаются и вовсе в разные стороны, т.е. он – соосной схемы. После этого уже можно и не упоминать, что «не хватает» мощности (нужно не менее 930 л.с. для двух двигателей и не менее 560 л.с. – для одного, при отказе второго, а участник аукциона смог предложить только 900 и 450 л.с. соответственно), скорости (максимальная 210 км/ч вместо 270 и крейсерская 190 км/ч вместо 220) и ресурса лопастей (3000 ч вместо целых 20 000), а с «сухим весом» наоборот перебор: масса пустого вертолета – 2350 кг, тогда как требуется не более 1600 кг.

Итог: «в связи с тем, что по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принято решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в открытом аукционе, аукционной комиссией принято решение признать открытый аукцион несостоявшимися» (стилистика оригинала сохранена, слово «аукцион» в одном предложении повторено пять раз, включая однокоренное прилагательное – ну зато доходчиво и сразу понятно, о чем речь).

Ну что, продолжим наши игры в загадки-разгадки? Кто же эти таинственные участники, а главное – какие вертолеты собирается покупать Минобороны?

Начнем с участника №2. Есть основания полагать, что им стали «Вертолеты России», поскольку двухдвигательное предложение очевидно – это Ка-226. «Неугодная» заказчику соосная схема говорит сама за себя (больше никто в мире таких вертолетов не делает), да и по остальным параметрам, «не удовлетворяющим ТЗ», все совпадает. Причем речь, судя по всему, идет об «обычной» версии 226-го, еще не Ка-226Т (да она пока и не сертифицирована АР МАК – а это ведь требование организатора тендера). Странно еще, что тендероустроители не отметили несоответствие схемы шасси (226-х то на полозках как-то пока заметно не было).

Читайте также  Bell-429EMS прилетел во Внуково-3

Самый вероятный претендент на роль однодвигательной машины в этом предложении – «итальянец» AW119. Только у «агуст», да у американцев (Bell 407, MD500/600) винты крутятся не туда, куда хочет МО. Все «еврокоптеры» вращают лопастями, как и мы, «правильно» – по часовой стрелке. Да и по основным «не удовлетворяющим ТЗ» параметрам очень похоже, что это 119-й. А давняя дружба «Вертолетов России» с AgustaWestland, подкрепленная создаваемым СП в Томилино (правда под немного другую модель, но не важно) только подтверждает, что наиболее вероятный «участник номер 2» – это «Вертолеты России», ну или одна из их «дочек».

Теперь про участника №1. Поскольку про двухдвигательную машину ничего сказано (т.е. видимо она всему удовлетворяет), то наглядных подтверждений, что это был «искомый» AS355, мы в этот раз не получили. Зато промашки участника №1 по заявленным характеристикам однодвигательного вертолета точно указывают, что это был AS350B3. Не ту модификацию предложили? Крейсерской скорости «не хватило» всего-то 5 км/ч, а по взлетной массе «недобрали» лишь 150 кило. Но ведь ТЗ бралось не с потолка. Надо было, наверное, участнику повнимательней характеристики семейства AS350 изучить. И указывать не максимальную продолжительную мощность двигателя Arriel 2B (по сертификату FAA – 728 л.с., в тендерной заявке – 727 л.с.), а 5-минутную взлетную (по сертификату типа – 747 л.с., т.е. аккурат, как хочет МО, ну а недостающие 3 л.с. спишем на ошибки перевода киловаттов в лошадиные силы). Будь «заявлянт» предложения поаккуратней с цифирьками – гляди бы и проскочил. Хотя нет. Ведь предлагаемые сроки у него тоже не подходят заказчику. Что впрочем и требовалось доказать – не только производитель Ка-226, но и всесильный Eurocopter не способен вот так с бухты-барахты выдать нагора за несколько месяцев сразу полсотни новых вертолетов «без очереди».

Читайте также  Pilatus на конференции АОПА-Россия

P.S. Ждем второго тура тендера? Может к тому времени ТЗ станет «попатриотичней» по требованиям к характеристикам, а заодно и пореалистичней по срокам?

Андрей Фомин

Источник: Взлёт